Организация охраны здоровья детей
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни в МДОУ "Большеключищенский детский сад "Золотой ключик" — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования
Забота о здоровье ребёнка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками учреждения
Планирование и проведение работы осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском
Согласно СанПиН 1.2.3685-21; 2.4.3648-20 разрабатывается:
- режим дня детей в ДОУ, с обязательным учётом возраста детей. В режиме обязательно отражается время приёма пищи, прогулок, дневного сна
- расписание НОД (занятий) для каждой группы детей, ведётся суммарный учёт времени НОД в каждой группе. В период летних каникул проводятся экскурсии. Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов
Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. Дети в группах разделены на подгруппы в соответствии с группой здоровья. Физическая нагрузка на занятиях снижается детям, имеющим отклонения в соматической сфере различной степени выраженности
В детском саду проводятся утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры
Прогулка — обязательный элемент режима дня. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона
Сбор информации, регулирование и контроль состояния охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствии с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования
Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд
Организовано здоровое питание воспитанников в ДОУ — сбалансированное, разнообразное, достаточное
Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости (в сравнении со средними показателями по городу) в период эпидемий гриппа, а также создание устойчивой здоровьесберегающей системы
Консультации для родителей
Питание дошкольников.
Правильное питание – это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов.
Чтобы расти и интенсивно развиваться, детям необходимо постоянно восполнять запасы энергии. Нехватка любых пищевых веществ может вызвать задержку роста, физического и умственного развития, а также нарушение формирования костного скелета и зубов. В особенности это касается детей дошкольного возраста. Почему вопросы питания дошкольников являются такими важными? Потому что, к сожалению, большинство заболеваний сегодня начинают формироваться именно в этом возрасте. Это хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, такие как хронические гастродуодениты, холецистохолангиты и даже язвенная болезнь. Более того: именно нарушения в питании детей являются одной из основных причин и других хронических заболеваний у детей.
Чем кормить детей дома?
Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают три раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого “организованного” ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада, используя рекомендации медицинского работника детского учреждения. Утром перед отправлением ребенка в детский сад не кормите его, так как он потом будет плохо завтракать в группе. Ну а если вам приходится отводить его очень рано, напоите кефиром или дайте яблоко. А как же происходит в большинстве семей? Мама утром торопится на работу и начинает насильно кормить ребенка. Малыш нервничает, из-за этого у него не выделяются пищеварительные ферменты, спазмируется желчный пузырь и не выходит желчь для переваривания пищи. Мама считает, что у него плохой аппетит, но ведь нельзя его отпустить из дома голодным! И насильственное кормление продолжается!
Несколько слов об аппетите
Если у ребенка плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе. Есть истина, которую должна знать каждая мама: не так важно, сколько съест ребенок, намного важнее – сколько он сможет усвоить! Еда, съеденная без аппетита, вряд ли принесет пользу организму. Для улучшения аппетита ребенка надо не перекармливать, следует больше гулять и двигаться, спать в проветренном помещении, в общем, максимально придерживаться требований здорового образа жизни. Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии, избегайте ссор и неприятных разговоров за столом — это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит. Не давайте малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положите чуточку добавки. И вообще: стоит ли так бояться голода? Лучше съесть с аппетитом кусок хлеба, тщательно его пережевывая, чем под материнский крик – ранний завтрак, который вряд ли переварится. Если прием пищи становится мучением для матери и ребенка, то у ребенка может возникнуть отвращение к еде. Еда должна быть для ребенка удовольствием. Не добивайтесь аппетита принуждением! Ведь это первый шаг к желудочно-кишечной патологии.
Почему важно не спешить во время еды?
Переваривание пищи начинается во рту, где со слюной выделяется фермент амилаза, который уже в полости рта начинает расщеплять углеводы. Чем медленнее и спокойнее идет процесс обработки пищи во рту, тем лучше она будет переварена в желудке. Кроме того, слюна смачивает пищевой комок, и он легче проходит через пищевод. Таким образом, главное – научить ребенка жевать. Хуже всего, когда ребенок торопится и глотает куски. Эти куски плохо перевариваются, и организм почти ничего не усваивает. И тогда непереваренная пища проходит в двенадцатиперстную кишку, тонкую и толстую кишки – и травмирует их.
Почему надо избегать перекармливания?
Аппетит снижается и у перекормленных детей. Их бесконечно пичкают всякими вкусными яствами. Они не знают чувства голода, а, следовательно, не знают положительных эмоций при его утолении. Оказывается, чувство голода, конечно, не хроническое и утоляемое, даже полезно.
Откажитесь от фаст-фуда!
Безусловно, каждый врач скажет, что чипсы и гамбургеры вредны, а молочные продукты и овощи полезны. С другой стороны, детям достаточно трудно внушить мысль о пользе несоленой пищи, приготовленных на пару овощей. Почему так изменились пищевые стереотипы? Почему вместо обычной картошки дети предпочитают картофельные чипсы, вместо хлеба – сухарики из пакетика? Несомненно, огромную роль играет реклама, формируя и у ребенка, и у его родителей образ современного чада. Кроме того, срабатывает чувство стадности. Стремление ребенка быть "как все" в большинстве случаев подавляет голос разума.
Родителям стоит помнить, что на формирование вкусовых пристрастий детей влияют в первую очередь гастрономические предпочтения членов семьи, атмосфера в доме и в обществе в целом. Если взрослые, ссылаясь на нехватку времени, питаются "на бегу", заменяя полноценные приемы пищи перекусами, то трудно ожидать от ребенка иного поведения. Продукты так называемого «фаст-фуда», например, чипсы, достаточно калорийны, за счет чего подавляют активность пищевого центра, и ребенок не хочет есть основное блюдо. Именно в этом и заключается вредность так называемой мусорной еды. Следует разъяснять детям, почему полезны те или иные продукты, что они дают организму и какой вред может причинить систематическое употребление еды "фаст-фуд". Оказывается, наименьшее количество вредных веществ, включая азотистые соединения, а также радиоактивные элементы, содержится в крупах (зерна злаковых культур). Поэтому не забывайте о кашах! В них имеется много необходимого для роста, хорошо усвояемого растительного белка, углеводов, витаминов и микроэлементов. Для увеличения витаминов группы B можно в каши добавлять сырые отруби или дрожжи (по одной чайной ложке).
Все дети нуждаются в свежих фруктах. Если они вам недоступны, используйте лесные и дикие ягоды – их человек еще не успел испортить удобрениями. Заготовьте на зиму побольше клюквы (она хорошо сохраняется на морозе), черники, калины. Сделайте заготовки из садовых ягод: черной смородины, малины, облепихи и т.п. Витаминов в них достаточно.
Основные принципы питания дошкольников
Принципы питания остаются неизменными на протяжении всей жизни человека.
Во-первых, оно должно быть разнообразным. Независимо от вкусовых пристрастий ребенка, его нельзя кормить на протяжении нескольких дней однообразной пищей. Необходимо предлагать новые вкусы и блюда, удовлетворяя потребность в основных пищевых веществах, витаминах, микроэлементах и формируя тем самым правильный стереотип питания.
Во-вторых, пища должна быть безопасной. В детских учреждениях, в домашних условиях должны соблюдаться все правила хранения и приготовления блюд. При покупке продуктов необходимо обращать внимание на срок годности, условия хранения и целостность упаковки. Недопустимо покупать продукты у случайных лиц, в местах не установленной торговли.
В-третьих, нужно обеспечить высокие вкусовые качества приготовленных блюд. При этом еда для ребенка не должна быть избыточно соленой, сладкой или терпкой. Не стоит исключать сахар, соль при приготовлении пищи, иначе дети откажутся есть, но лучше все же немного недосаливать. Со временем ребенок привыкнет к такой пище, что поможет сохранить ему здоровье во взрослой жизни. Из специй лучше использовать лавровый лист, душистый перец в небольших количествах.
В-четвертых, пища должна химически "щадить" ребенка. Жареное не рекомендуется детям до 6 лет, но многие врачи рекомендуют расширять эти границы максимально.
В-пятых, для сбалансированного и полноценного питания необходимо ежедневно включать в детский рацион молочные продукты, фрукты и овощи.
В-шестых, соблюдать режим питания. Перерыв между приемами пищи должен составлять не более 3–4 часов и не менее полутора часов.
Ну и конечно же, ребенок должен есть с аппетитом и не переедать!
При соблюдении этих простых правил родители помогут своему ребенку вырасти здоровым, счастливым и научат правильно относиться к еде как основному источнику энергии для жизнедеятельности и хорошего настроения.
«Польза прогулки для детей дошкольного возраста»
Многие родители недооценивают пользу прогулки для ребенка, но прогулки очень важны для человека, в особенности для детей.
Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение. Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше.
Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении.
Прогулка на свежем воздухе является лучшим средством укрепления здоровья, повышения иммунитета, а значит и профилактикой простудных заболеваний у детей и взрослых. Кроме того, прогулка способствует повышению у ребенка аппетита. Улучшается обмен веществ, питательные вещества лучше усваиваются. Благодаря прогулкам на свежем воздухе происходит естественное очищение организма, лучше функционируют верхние дыхательные пути. Прогулка является самым простым и верным средством закаливания ребенка.
Гулять с ребенком необходимо в любое время года и в любую погоду, а длительность прогулки стоит регулировать в соответствии с погодными условиями.
Не менее полезны и зимние прогулки. Зимний морозный воздух лучше всего насыщен кислородом, поступая в организм, он стимулирует мозговую деятельность. Благодаря зимним прогулкам повышается физическая активность организма, улучшается сон. Особенно полезны прогулки при температуре ниже десяти градусов. Такой воздух особенно чист и вероятность подхватить инфекцию гораздо ниже. Наверное, вы замечали, что всплеск вирусных заболеваний чаще всего бывает, когда морозная погода сменяется оттепелью.
Благодаря прогулке совершенствуется физическое развитие ребенка. Каждая прогулка сопровождается двигательной активностью малыша. Во время подвижных игр происходит тренировка различных групп мышц, развивается координация движений, а также быстрота реакции, сила, выносливость, воля к победе.
Помните, правильно организованная и проведенная прогулка обеспечит вашему малышу здоровье и гармоничное развитие.
Итак, вы с малышом собираетесь на прогулку. Вроде бы простое дело – погулять на улице, пройтись по свежему воздуху. Но зачастую, мама берет малыша и отправляется с ним по своим делам – в магазин, на почту, по другим важным и, несомненно, неотложным делам. Прогулка превращается в «хозяйственный марафон». Не будем спорить - это тоже нужно. Но сегодня мы хотим поговорить о другой прогулке, о той, когда мама никуда не спешит, когда есть время спокойно прогуляться с малышом в парке и во дворе. Поговорим о том, как организовать прогулку так, чтобы она стала интересной, веселой, запоминающейся, чтобы принесла пользу не только здоровью, но и развитию ребенка. Основным видом деятельности дошкольника является игра, она и поможет решить выше перечисленные задачи.
Даже короткие 15-20 минутные прогулки при неблагоприятных условиях погоды дают детям эмоциональную и физическую зарядку.
Также прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей. Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения.
Особенную ценность имеют игры, в которые дети играют вместе с родителями. Личный пример взрослого повышает интерес детей к двигательной деятельности, благотворно влияет на воспитание потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Варианты игр с детьми на прогулке:
Игра «Беги к тому, что назову»
Эта игра очень простая и доступная для малышей. Она учит ребенка ориентироваться в пространстве, ну и конечно дарит ему прекрасную возможность подвигаться.
Мама объявляет ребенку: «Давай мы с тобой будем машинками!» (или паровозиками). Изображая машинки, можно, стоя на месте, гудеть как мотор машины и «бибикать».
Затем мама объявляет: «А теперь машины поехали к горке!» все машинки едет к горке. «А теперь к домику!» и т.д. если ребёнок стоит и никуда не бежит, можно ему помочь – взять его за руку и побежать вместе с ним. Постепенно он втянется в игру самостоятельно.
Игра «Кто как ходит?
Взрослый называет малышу животных, птиц, предметы. Задача ребёнка изобразить, кто как передвигается. Например, говорите: «Зайка». Малыш должен прыгать вперёд, «Мишка» - идти, косолапя и вперевалочку, «Самолёт» - бежать с расставленными руками, «Солдат на параде» - идти, поднимая ноги. Можно поменяться ролями, пусть малыш загадывает зверя или предмет, а вы изображаете.
Игра «Птичка»
Дети изображают птичек сидя на корточках. Взрослый поёт:
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко!
Подожди не улетай.
Улетела птичка… Ай!
Как только прозвучат последние слова, ребёнок птичка улетает, помахивая крылышками-руками.
Вот несколько примеров зимних игр:
Игра «Зимние забавы»
Взрослый произносит слова:
Возьмём снега мы немножко,
Снежки слепим мы в ладошках.
Дружно ими мы бросались —
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили.
Сверху третий, малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
Ребенок повторяет стихотворение и выполняет движения согласно тексту.
Игра «Помощники Деда Мороза»
Для этой игры понадобится лопатка и пушистый снег. Расскажите ребёнку, что зимой Дед Мороз очень радуется, когда всё вокруг усыпано чистым снегом. Он заботливо укутывает кустики и деревья в снежные шубки, чтобы они не мёрзли на морозе. Предложите ребёнку с друзьями посыпать снегом все деревья оставшиеся зимой без «снежной шубки».
Игра «Снежные шары»
Перед началом игры мама, папа и ребёнок скатывают из снега 2 – 3 больших шара. Они ставятся на площадке на расстоянии 30 – 50 см друг от друга по одной линии. Затем игроки лепят 6 – 10 снежков и кладут их на расстоянии 1 -2 м от снежных шаров. Мама говорит: «Будем мы бросать снежки в эти снежные шары. Раз, два, не зевай, в снежный шар попадай». Все начинают бросать снежки в снежные шары.
Игра «Кто быстрее?»
Перед игрой ребёнок вместе с родителями лепит небольшого снеговика. Напротив снеговика на расстоянии 5 – 6 м обозначается линия старта. Играющие встают за линию старта. Мама произносит: «Перед нами снеговик, пусть совсем он не велик. Но он любит пошутить, да детей повеселить. Побежим к нему быстрее, бежать вместе веселее». Все бегут наперегонки к снеговику. Побеждает тот игрок, который первым прибежал к снеговику и дотронулся до него.
Игра «Санные горки»
Необходимо напротив друг друга на расстоянии 4 – 6 м обозначить две линии. За первую линию становятся родители и ребёнок на небольшом расстоянии друг от друга, рядом с каждым из них санки. Мама говорит: «Ты за саночки берись и беги скорее, быстро саночки вези, будет веселее!» Играющие становятся за санками, берутся за их задний край и начинают толкать санки вперёд. Необходимо двигаться как можно быстрее, стараясь первым достигнуть противоположной линии. Победителем считается игрок, который первым пересёк финишную черту.
Игра «Движущаяся мишень»
На площадке на противоположных сторонах на расстоянии 3 м друг от друга обозначаются две линии. За одной из них становится ребёнок и родитель (папа). Они лепят из снега несколько снежков. За другую линию становится мама. Мама начинает двигаться вдоль линии. Ребёнок и папа в это время бросают в неё снежки. По окончанию метания, мама и папа меняются местами, готовятся новые снежки, игра возобновляется. В эту игру также можно играть с одним из родителей.
Игра «Кружева на снегу»
Родители и ребёнок заранее дома изготавливают из «цветной воды» разноцветные льдинки, замораживая их в морозильнике. На утоптанной снеговой площадке игроки «цветной водой» рисуют разнообразные кружева, украшая их, как мозаикой, разноцветными льдинками. После окончания игры родители и ребёнок определяют, у кого на кружеве получился более интересный и красивый узор.
Игра «Волшебные очки»
Предложите ребенку представить себе, что на нем надеты волшебные круглые очки, через которые он может видеть только круглые предметы. Пусть он посмотрит внимательно вокруг и найдет «все круглое» - это могут быть колеса от машины, солнце, рисунки на одежде и т. п. Потом очки превращаются в «квадратные», «треугольные» и т. д. Эта игра развивает и внимание, и мышление.
Игра «Выше - ниже»
Предложите ребенку посмотреть вокруг и назвать все что «выше дерева», «ниже куста», «выше мамы», «ниже сапога» и т. д. Эта игра не только развивает внимание, но и учит выделять часть из общего.
Игра «Берег и река»
На внимание. На земле чертятся 2 линии на расстоянии 1 м. Между этими линиями «река», а по краям – «берег». Все стоят на «берегах». Ведущий подает команду: «РЕКА», и все прыгают в «реку». По команде «БЕРЕГ», все выпрыгивают на «берег».
Игра «Берегись, заморожу»
Все играющие собираются на одной стороне площадки, взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу», - говорит он. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».
А так же на улице зимой можно играть в хоккей, кататься с горки, по ледяным дорожкам, лепить снеговика…
А также на улице зимой можно играть в хоккей, кататься с горки, по ледяным дорожкам, лепить снеговика и т.д. Это лишь список традиционных развлечений, которые могут превратить обычную зимнюю прогулку в увлекательный досуг.
Существует масса интересных игр для детей самого разного возраста, позволяющих ребёнку активно двигаться, воспитывать характер и творчески развиваться.
Можно организовать настоящие игры по зимнему многоборью. Включите в него стрельбу по мишеням, «метание» снежка на дальность и прыжки в высоту через возведённые снежные барьеры. По-настоящему азартной игрой может стать поиск «сокровищ», зарытых в снегу на очерченной территории.
Уважаемые родители, играйте со своими детьми на прогулке! Проведение таких игр позволит не только сделать вашу прогулку интересной, но и использовать её эффективно для развития движений у детей. Берегите своих детей, закаляйте, помните, что прогулки в любое время года полезны для здоровья детей и вас самих!
Совместные игры позволят вам стать настоящими друзьями, поверьте, это важно. Особенно дорога будет такая дружба в сложном подростковом возрасте, а ведь начинается она в раннем детстве.
Консультация для родителей
«Ранняя диагностика и коррекция сколиоза»
Сколиоз возникает в основном в детстве, но полностью «расцветает» в подростковом возрасте и уже до конца жизни мешает полноценной жизни.
Поэтому раннее диагностирование и профилактика этого заболевания играет главную роль в избавлении от этой патологии.
Профилактические меры должны приниматься с младенчества, так как сколиоз с трудом поддаётся лечению. Так на что же нужно обращать внимание родителям и как правильно проводить процедуры у детей различного возраста?
Сколиоз ‒ что это?
Сколиоз является боковым искривлением позвоночного столба. Чаще всего оно случается во время интенсивного роста ребёнка. Как ни странно, но причину развития сколиоза обычно установить не получается. Иногда заболевание вызывается сопутствующими болезнями, например мышечной дистрофией или церебральным параличом.
В большинстве случаев признаки сколиоза в детском возрасте проявляются слабо, но со временем деформация позвоночника увеличивается. В запущенной стадии может
наступить обездвиживание ребёнка.
Тяжёлая форма сколиоза уменьшает свободное пространство в области грудной клетки, что нарушает функционирование лёгких и вызывает болезненные ощущения в спине. Появляется трудность с дыханием, а также проблема с работой сердечной системы.
Это ожно предотвратить, если на первой стадии заболевания принять профилактические меры.
Методы профилактики сколиоза у детей
Профилактические меры способствуют предотвращению появления патологических процессов в области позвоночника. Но специальные процедуры нужно начинать с самого рождения.
Питание
При обнаружении сколиоза следует пересмотреть рацион питания. Он должен быть разнообразным и обеспечивать организм необходимыми веществами.
Существуют продукты, которые должны ежедневно присутствовать в меню:
- Чтобы костная система формировалась нормально, необходим кальций, калий и фосфор. Их наличие препятствует развитию остеопороза. Эти микроэлементы содержатся в яйцах, печени и почках.
- Фосфора много в рыбе, свёкле и орехах.
- Магний ‒ огурцы, шпинат и бобовые.
- Марганец ‒ сыр, морковь, свежие овощи, дыня.
- Детский организм нуждается и в аскорбиновой кислоте. Её содержание нужно постоянно пополнять, так как она быстро выводится (с мочой). Этот витамин содержится в цитрусовых, яблоках, сливах и квашеной капусте.
Естественно, весь перечень продуктов ежедневно потреблять не стоит. Родители должны составить рацион, включающий необходимые микроэлементы и витамины.
Физические упражнения и ЛФК
Гимнастика показана с раннего детства. Для самых маленьких она проводится в игровой форме. Дети постарше уже осваивают более сложные упражнения, даже существуют детские группы йоги. Спорт является одной из лучших профилактических мер. Он формирует сильный мышечный корсет, поддерживающий позвоночный столб в правильном положении. Лечебная физкультура является основным методом лечения сколиоза. Она применяется как самостоятельная терапия, устраняющая патологический изгиб позвоночника. ЛФК обязательно включается в комплексное лечение.
Комплекс необходимо выполнять ежедневно, не допуская перерывов.
Специалисты ЛФК вместе с ортопедами разработали набор упражнений, позволяющих наиболее эффективно воздействовать на позвоночник.
Укрепление мышц спины |
Лечь на живот, а руки развести в стороны. Поднять голову и плечи, одновременно сжимать и разжимать кисти. Делать не больше 15 раз. |
Воздействие на боковые мышцы |
Лечь на правый бок. Одновременно поднимать руку и ногу. Повторить на левом боку. Делается по 5 раз. |
Укрепление брюшного пресса |
Лечь на спину, руки вдоль туловища. Поочерёдно поднимать ноги с задержкой в несколько секунд. Достаточно 7 раз для каждой ноги. |
Исправление осанки |
Выполняется лёжа на спине. Поднять голову и плечи, затем медленно опустить. |
Выпрямление позвоночника |
Положить на голову тяжёлый предмет или книгу. Медленно походить по комнате, стараясь не уронить предмет. |
Эффект от лечебной гимнастики зависит от серьёзного отношения к тренировкам и чёткого выполнения всех рекомендаций врача.
Что противопоказано?
- Позвоночник способен выдержать кратковременное воздействие огромной массы
– до 400 кг.
- Когда искривление позвоночника превышает 10 градусов, то приходится вводить ограничения на активную деятельность.
Под запрет попадают и некоторые упражнения лечебной физкультуры и спорта:
- Запрещены тренировки, направленные на увеличение гибкости позвоночника, так как для этого используются асимметричные движения, которые вредны при сколиозе.
- Нельзя вращать туловищем, то есть все повороты по оси позвоночника.
- Нужно исключить занятия с гантелями и штангой (касается подростков).
- Нежелательно кувыркаться. Это значительно увеличивает опасность травмирования позвоночника.
- В командных играх следует участвовать осторожно. Резкие движения и неравномерная нагрузка могут привести к травме.
При введении таких ограничений нужно учитывать тяжесть заболевания, так как проявление сколиоза у детей индивидуально.
Особенности профилактики в зависимости от возраста
Чем раньше обнаружен у ребёнка сколиоз, тем больше шансов его вылечить. Если искривление диагностировано до 3 лет, то деформацию позвоночного столба можно устранить полностью. А грамотные профилактические меры не допустят её появления в будущем.
Неправильное ухаживание за младенцем может отразиться на появлении сколиоза спустя годы. Следует учитывать важные аспекты в этом возрасте:
Не торопите физическое развитие ребёнка. Младенец сам начнёт переворачиваться и ползать, когда его тело достаточно окрепнет. Не нужно волноваться, если ребёнок долго не ходит самостоятельно. Ортопеды справедливо считают, что чем длительнее период ползания, тем крепче будет позвоночник в будущем. Когда ребёнок ползает, нагрузка равномерно распределяется на четыре конечности.
В кроватке должен быть специальный ортопедический матрас, это касается и подушки.
Когда ребёнок подрастёт и появится возможность с ним гулять без коляски, то следует знать один нюанс. Родители часто не видят, как ребёнок мучается с поднятой рукой. Длительное положение с вытянутой ручкой вверх негативно влияет на позвоночник малыша: плечо приподнимается, а бёдра начинают неправильно двигаться. Об этом следует помнить и через 10 минут менять руки.
Детским костям необходим витамин D, а для его усвоения необходим солнечный свет. Поэтому гулять с малышом нужно как можно больше. Это будет профилактикой не только рахита, но и сколиоза.
В период учёбы нагрузки на позвоночник значительно увеличиваются. Спина сильно перегружается, если «рабочее» место создано неграмотно. Во время занятий школьник непроизвольно принимает удобную позу. Она будет комфортная для ребёнка, но обычно неправильная.
Необходимо соблюдать определённые правила, которые предотвратят развитие сколиоза:
- Стол. Его столешница должна располагаться на высоте солнечного сплетения. В этом случае локти школьника будут свободно лежать на столе. Книга или тетрадь должны лежать на расстоянии не менее 30 см от глаз.
- Стул. Желательно, чтобы у него была ортопедическая спинка. Не всегда есть возможность приобрести такой стул, В таком случае можно прикрепить валик на уровне поясницы, чтобы околопозвоночные мышцы не перегружались. Когда ноги ребёнка ещё не достают до пола, то необходима скамеечка.
- Чтение. Книги следует располагать на подставке, которая должна стоять на расстоянии вытянутой руки. Если книга просто лежит на столе, то неправильное положение головы перегружает шейный отдел, что вызовет головную боль.
- Как нужно писать. Между глазами и тетрадью должен быть угол не меньше 30 градусов. В противном случае голова сильно наклоняется, а туловище разворачивается по оси.
- Достаточное количество света. Для правильного освещения идеальным вариантом является настольная лампа. Свет обязан падать слева и немного спереди, чтобы не создавалась тень. Стол лучше поставить у окна, что позволит максимально использовать естественный день.
- Необходимо отучать от некоторых привычек. Ребёнок не должен подворачивать под себя ногу, не закидывать её на колено другой ноги, а также облокачиваться на руку головой. Следует приучать школьника сидеть прямо, а через определённое время делать перерыв для отдыха.
Если в раннем возрасте проблемы этого заболевания не были устранены, то они ярко проявятся именно у подростков. Ослабленные мышечные участки спровоцируют неправильное развитие костной и хрящевой ткани. Это повлияет на формирование осанки.
Итак, что нужно делать, чтобы у ребёнка не было ортопедических проблем:
- Об этом следует задуматься ещё до рождения малыша. К родам нужно тщательно подготовиться, желательно заранее выбрать роддом и опытного врача.
- Новорождённого нужно обязательно показать остеопату, чтобы исключить наличие повреждения шейного отдела.
- С первых лет жизни, малыша нужно приучать к гимнастике.
- У школьника должен быть удобный стол в соответствии с определёнными правилами и стул, который можно регулировать по высоте.
- Необходимо регулярно проводить сеанс профилактического массажа. Родителям желательно освоить массажные движения, чтобы самостоятельно делать процедуру дома.
- Два раза в год следует посетить врача-остеопата, а затем строго выполнять его рекомендации.
Соблюдение этих простых правил избавит ребёнка от проблем со здоровьем в будущем. Благодаря ровному позвоночнику осанка будет правильной и стройной.